Что такое церковная община?

Христианская жизнь не стоит на месте. С того времени, как Святой Дух излился на апостолов, Церковь, рожденная Им, развивается и укрепляется, следуя к Христу. Вера требует от нас пребывания в общине Церкви. Почему? Откуда произошла община? Какое отношение обычные маленькие приходы имеют к понятию «Вселенская (то есть Католическая) Церковь»? На эти вопросы отвечает о. Петр Балог ОР, он касается также ключевого вопроса этой темы — что вообще такое Церковь?


Сначала несколько слов о Новом Завете…

Начнем со Слова Божьего, откуда произрастают корни нашей веры, нашей надежды и нашей любви. Эти три главные христианские добродетели могут развиваться лишь благодаря общине, о чём свидетельствует весь Новый Завет, в котором эти важные для христиан вопросы никогда не были делом индивидуальным, но всегда общинным: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мт 18, 20).

Иисус Христос говорит о Церкви, то есть о собрании, общине верующих в Него, всего лишь один раз: «И Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мт 16, 18). Христос оставил организовывать эту общину своим ученикам, а Сам основав её, преподал правила поведения и сосуществования в данной общине, прежде всего — это заповеди Блаженств.

В Деяниях Апостолов много раз появляется слово «община»: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Дн 2, 42). В греч. оригинале: koinonia, по-латыни: communio. В свою очередь, этот термин связан со старо-еврейским yahad, единство. Первых христиан в общины связывало Таинство Крещения. Крещенные чувствовали себя в одной семье, которая собирается вместе, имея одно сердце и одну душу: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Дн 4, 32). Еще одно название общины христиан часто встречается в Деяниях Апостолов, а именно «дорога», «путь», поэтому живущие в общинах — это последователи дороги Господней, пути спасения.

От Двенадцати Апостолов, на которых сошел Св. Дух, что знаменовало начало истории Церкви, на те общины, которые они основывали перешло также их Апостольское наименование, данное Иисусом Христом, т.е. Церковь, греч. Ekklesia. Этот термин тоже связан со старо-еврейским qahal — собрание, общество. Этим словом в Книге Второзакония (23, 2) назван народ израильский, оставивший Египет и шедший через пустыню к земле обетованной.

Итак, первые общины «постоянно пребывали… в преломлении хлеба и в молитвах» (Дн 2, 42). Это была их форма общения, стиль жизни. Молитвой были вначале те же молитвы, что и в Синагоге, псалмы, потом Magnificat, Benedictus — ранние христианские гимны, ну и конечно молитва Господня Отче наш. Позже христиане также пели гимны на честь Христа, которые Апостол Павел включил в свои Послания к Филиппийцам (2, 5-11), Колоссянам (1:15-20), а Апостол Иоанн поместил в начале своего Евангелия (1, 1-18). Преломление хлеба, т.е. Евхаристия было вначале дополнительным мероприятием, так как главным было посещение Апостолами Иерусалимского храма («Каждый день единодушно пребывали в храме и преломляли по домам хлеб» (ср. Дн 2, 46; Дн 3, 1, 5, 12.21). Апостол Павел в 1 Кор первый передает форму преломления хлеба и её суть: «Ибо я от [Самого] Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: примите, вкусите, это есть Тело Мое, за вас ломимое; это совершайте в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: эта чаша есть новый завет в Моей Крови; это совершайте, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Потому что всякий раз, когда вы едите хлеб сей, и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». (1 Кор 11, 23-26).

Христиане повторяли это таинство каждое воскресенье (Дн 20, 7), так же, как евреи каждый год повторяли все то, что совершалось во время Пасхи, когда выходили из Египта. Только в Евхаристии спасительными событиями уже были не спасение всех первородных израильтян от смерти и переход через Красное море, но крест и Воскресение. Обычай совершать во время преломления хлеба также обычную трапезу, был тоже взят от евреев из пасхального ритуала.

Пока не были написаны Евангелия, а благая весть о Христе, как и учение самих Апостолов, передавались в устной форме, письменным авторитетом общин был Ветхий Завет. Позже учение Апостолов было записано и называлось по-греч. didache, т.е. поучение, наставление. Оно положило начало Новому Завету — неоспоримому письменному авторитету христиан, хотя само didache в канон новозаветных книг и не вошло.

В Деяниях читаем, что все «…верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Дн 2, 44-45). Это имело очень важные для первоначальной общины последствия: увеличивалась взаимная зависимость в среде общины, это также единило её, так как одни помогали другим. Так развивалась христианская этика — помощь нуждающимся и порицание богатств, которые не служат общему благу. Появилась также потребность компетентного управления этими общим добром, чего не раз требовали Апостолы от руководителей общин (1 П 5, 2; 1 Тим 3, 4-5).

Видим тоже споры в среде первых общин: между христианами-елленистами и христианами-евреями (Дн 6, 1-6). Одним из таких споров было разногласие, надо ли еще посещать Иерусалимский Храм после Крещения, что утверждали христиане-евреи (к числу которых принадлежали и 12 Апостолов), или не надо, чего придерживались христиане-елленисты (среди них и евангелист Лука, первомученик Стефан) (ср. Дн 7, 47-51). Спор в конце концов привёл к принятию компромисса, и так община ставала плюралистической. Это позволило развивать миссионерскую деятельность и принимать в общину новых членов происходящих из язычества.



Интересная статья? Поделись ей с другими:

Адрес храма

Спб г.Пушкин, ул.Дворцовая, 15.

Проезд:
метро Московская, далее маршрутка 342
от Витебского вокз. до ст.Детское Село (Пушкин), далее маршрутка 371

СХЕМА ПРОЕЗДА

196601, Санкт-Петербург, г.Пушкин,а/я 31
тел/факс (812) 451-68-40
e-mail: sv.ioann@gmail.com
о работе сайта e-mail: ioannkrestitel@mail.ru

Богослужения

Святая Месса:
По будним дням: Молитва Розария в 19.30. Святая Mecca в 20.00
По воскресеньям: Молитва Розария в 10.30. Святая Mecca в 11.00
По субботам и праздникам: Молитва Розария в 19.00. Святая Mecca в 19.30
Поклонение Святым Дарам: четверг в 19.00

Праздники

Католический приход Святого Иоанна Крестителя © 2010-2017 Все права защищены.